Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым,
ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не
вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов.
В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без
картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет
возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить
все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на
более сложные.
1 вариант упрощенной игры.
Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать
слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник,
кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне
и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать
как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только
традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и
материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и
прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных,
объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности
и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные
общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово -
жесткий, общий признак - температура, по-детски - "нагретость").
2 вариант упрощенной игры.
Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже
не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.