Организация системы сенсорного воспитания детей в ДОУ
Сенсорное развитие дошкольников
Сенсорное развитие («сенсо» - чувства) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия.
Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Психологическая наука и практика(В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Современные дети родились в то время, когда много новшеств и технологий вошли в нашу жизнь. Но ведь, познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущений, при непосредственном воздействии на органы чувств и восприятия предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения.
В настоящее время существует большое количество разнообразных методических разработок по сенсорному воспитанию детей, которые мы активно используем. В своей работе мы опираемся на труды таких ученых, как М. Монтессори, Л.С. Выготского, М. Люшера, А.И. Титарь, Е.Д. Хомской, Л.Б. Баряевой и других. Традиционные сенсорные уголки есть в каждой группе, но они не дают желаемого результата, т.к. дети, быстро достигнув успеха, теряют к знакомым играм интерес, а пространство группы, к сожалению, не позволяет накапливать большое количество материала. Так же не секрет, что группы ДОУ переполнены детьми и чтобы разрядить обстановку в группах и разнообразить деятельность детей, мы расширили границы, охватив все стороны сенсорного развития и воспитания, с помощью создания системы сенсорного воспитания и единого образовательного пространства в нашем ДОУ и сегодня поделимся этим опытом с вами.
Организация системы сенсорного воспитания детей в ДОУ
Для развития и совершенствования у дошкольников всех видов восприятия, и для обогащения их чувственного опыта, творческая группа педагогов создала «лаборатории», которые предназначены для решения задач сенсорного развития. «Сенсорные лаборатории» работают по принципу полисенсорности, но с учетом одного ведущего вида сенсорного восприятия. Для развития осязательного восприятия, а именно тактильных и кинестетических ощущений воспитанников появилась лаборатория «Ощущай-ка», которая расположилась в логопедическом кабинете.
Заходя в кабинет, ребята оказываются в «тактильной» сказке, но чтобы попасть туда надо приложить свои ручки к «чудным» ладошкам, которые приклеены к входной двери, они выполнены из шершавого материала, а сверху надпись «левая» и «правая».
Дверь открывается, и с порога начинаются чудеса в виде дидактической игры из ковролина «Фигурная лужайка», прямо на полу из ковролиновых геометрических фигур на липах, можно создать плоскостной дом, улицу, машину, цветы и т.д.
С полочек шкафов дошкольники могут самостоятельно выбрать и взять заинтересовавший их предмет или игру, которые отличаются новизной, яркостью, необычностью. Например, «тактильные» часы, где пространство циферблата заполнено мелким песком и различными крупами, на которых можно пальчиками нарисовать стрелки, цифры, украшения.
Здесь создана большая подборка самых разнообразных игр и пособий на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Есть настоящая коллекция материалов: кусочки разных тканей, кожи, меха, наждачной бумаги, губки и др. В кабинете есть уголок для творчества, где каждый ребенок может самостоятельно изготовить тактильную игру, наклеив кусочки различных материалов на картонную основу, затем предложить другим ребятам определить и назвать используемый материал с завязанными глазами.
Для получения детьми реальных представлений о свойствах предметов и явлений, было оборудовано помещение под лабораторию «Открытий», где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим ученым, совершая яркие открытия.
Почему огонь не горит в закрытой банке? Что такое давление? Что такое сила притяжения Земли? Почему мыло пенится? Какие органы чувств у нас есть? Откуда в бутылке газировки пузырьки? Какого цвета свет? Что такое невесомость? Все «Что такое?» «Почему?» и «Как это?» станут понятны детям после того, как они своими руками проделают эксперимент, наглядно отвечающий на эти вопросы! Очень важно, что во время посещения лаборатории дошкольники соблюдают меры предосторожности: ребята надевают клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, непосредственно участвуют во всех экспериментах под наблюдением педагога и используют для восприятия все виды чувств (в том числе и осязание), а не получают информацию лишь вербально.
Кабинет оборудован необходимыми инструментами и материалами: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; природный и бросовый материалы, технические материалы: гайки, скрепки, болты, разные виды бумаги, красители: пищевые и непищевые, медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, 3лупы и мн.др. Маленькие ученые заполняют личные блокноты для опытов, с фиксацией результатов. Малыши начинают понимать, как устроен мир вокруг нас, становятся более внимательными, усидчивыми и аккуратными, учатся работать в команде, сосредотачиваться и доводить начатое до конца.
Воспринимать всё многообразие вселенной нам помогают органы чувств. Чтобы ориентация малышей в калейдоскопе вкусов, запахов, была уверенной, требуется систематическая работа по развитию вкусового и обонятельного восприятия. Творческая группа нашего ДОУ продумала и создала для ребят лабораторию вкусов и запахов - «Аромакухня».
Здесь малыши перевоплощаются в настоящих дегустаторов и парфюмеров. Узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. В данной лаборатории мы используем эфирные масла, в дидактических играх закрепляются навыки различения запахов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния: «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами», «Мешочки здоровья» - с лекарственными травами.
Вкусовые качества дети различают, пробуя на вкус различные продукты или напитки. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка, как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Например, после изучения темы «Фрукты» в группе, для закрепления знаний детей по данной теме воспитатель с подгруппой ребятишек, во второй половине дня, может прийти в лабораторию «Аромакухня», где в уютной атмосфере, сидя на мягких подушечках поиграть в занимательные игры: «Определи на вкус», «Пробуем и рисуем», когда ребятишки с завязанными глазами, угадывают, что они отведали, а затем это рисуют.
Так же в работе лаборатории «Аромакухня» активное участие принимает старшая медсестра ДОУ. Она отслеживает и контролирует посещение детьми лаборатории, дает рекомендации воспитателям и родителям детей с аллергией. По графику витаминизации детей, который составлен в тесной взаимосвязи с календарно-тематическим планированием ДОУ, медсестра приглашает дошкольников всех возрастных групп на фиточай. Когда ребята старшего возраста изучают тему «Ягоды» медсестра в «Аромакухне» угощает их витаминными напитками из смородины, вишни, клюквы и других ягод, при этом обращает внимание детей на цвет, запах, вкус, рассказывая из чего и для чего они.
После посещения детьми лабораторий в течение 5 месяцев, мы увидели положительную динамику в сенсорном развитии дошкольников, в связи с этим Совет педагогов решил продолжить работу в данном направлении и создать многофункциональный комплекс, использование которого будет способствовать оптимизации сенсорного развития детей. В результате чего у нас в ДОУ появилась сенсорная комната «Космическая лаборатория», в которой все журчит, звучит, переливается, где воспитатель помогает раскрыть все скрытые способности ребенка и направить их в нужное русло.
Здесь можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться. Разноцветным атласным дождём струятся ленты, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения. Можно прогуляться по тактильной дорожке, которая развивает у детей координацию движений и помогает профилактике плоскостопия.
Педагогам представилась возможность разработать авторские пособия, направленные на комплексное воздействие на все органы чувств, всё это было объединено единой темой – космос. Оборудование нашей сенсорной комнаты можно условно разделить на группы:
- Группа для расслабления и релаксации.
В нее входят мягкое покрытие пола, яркие разноцветные геометрические фигуры из ковролина, зеркала (разнообразных форм), сухой душ, светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков), аромалампы и песочный стол с подсветкой, интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой, музыкальный центр. Окружающая обстановка настраивает детей на позитивный лад, способствует ощущению безопасности и комфорта. Сделана подборка релаксационных упражнений.
- Группа для активации.
Сюда относится оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие в организме, обостряет чувствительность органов: мячики для массажа, подвижные мобили, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, подвижные конструкции и игрушки, сенсорные панели для рук и ног. Стол детский для настольных игр. Многофункциональный модуль «Летающая тарелка» с игровыми пособиями на развитие логического мышления. Ребенок под влиянием всех этих факторов начинает более активно познавать окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры.
- Группа для развития тактильных ощущений.
Сенсорные ступеньки «Отгадай-ка», модуль «Кручу-верчу» (авторская разработка), многофункциональный модуль «Цветики-приветики» (авторская разработка), модуль «Космический пришелец» (авторская разработка), тактильные панно «Космические светофорики», мозаика «Часы».
- Группа для развития зрительных ощущений.
Мягкий свет, изображения и макеты планет, многофункциональный модуль «Цветики-приветики» (авторская разработка), зеркальное панно «Открытый космос»; зеркальное панно «На планете Лавриков», макет «Солнечная система» и звездное небо. Макеты космических кораблей и спутников. Глобус с подсветкой. Плакаты: «Солнечная система», «Луна», «Планета Земля со спутником». Настенные панно созвездия, комета, метеориты. Игра «Собери животное».
- Группа для развития звуковых ощущений.
Интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой, игра «Звучащий руль», многофункциональный модуль «Музыкальная ракета».
Данную лабораторию мы используем для релаксации и развития всех видов сенсорного восприятия, а так же при проведении НОД. Например, когда ребята подготовительной группы изучали тему «Эстафета олимпийского огня», они использовали сенсорную комнату как элемент для релаксации и закрепления знания названия планет, отправляя «Олимпийский огонь» в космос.
Имеется возможность регулировать степень освещения в сенсорной комнате, так как это может понадобиться в разных ситуациях. Предметы в сенсорной комнате можно перемещать с места на место. Посещение сенсорной комнаты «Космическая лаборатория» детьми проходит под строгим контролем старшей мед.сестры, так как для некоторых детей существуют противопоказания: инфекционные заболевания, эпилептический синдром, умеренная и тяжелая умственная отсталость.
Образовательно-воспитательный процесс во всех сенсорных лабораториях осуществляют воспитатели детского сада, учитель-логопед, руководители кружков во второй половине дня по графику, составленному с учетом САНиПИН. Малыши до 3 лет занимаются 10-15минут. Дети от 3 до 7 лет проводят здесь 20-30 минут. Занятия проходят по подгруппам (5-7 человек), в игровой форме, с музыкальным сопровождением. Работа в лабораториях предполагает интеграцию со всеми образовательными областями.
Работа по данному направлению включает в себя различные виды взаимодействия с родителями и самое важное в этой работе не просто дать знания, а показать родителям, что именно они играют главную роль в педагогическом процессе развития и воспитания своего ребенка. Сначала для родителей был подготовлен информационный материал по теме: памятки, папки-передвижки, брошюры. Составлена библиотека для родителей.
Организуются индивидуальные консультации и встречи с руководителями кружков, логопедом, специалистами. Проводятся мастер-классы для родителей и открытые занятия. Особое внимание уделяется семейным конкурсам и развлекательным программам.
Сенсорные занятия могут проводятся совместно с мамами (или иными законными представителями) 1 раз в неделю.
Коллектив нашего дошкольного учреждения считает, что данный нестандартный подход к сенсорному воспитанию дошкольников, поможет воспитателям использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития в детском саду и вызвать у детей интерес к НОД, расширить работу в формировании у них сенсорных эталонов.
Видеофильм "СЕНСОРНАЯ КОМНАТА"