Пятница, 22.11.2024, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | СЕНСОРНАЯ КОМНАТА | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МКДОУ "Детский сад № 509"

    Организация системы сенсорного воспитания детей в ДОУ

    Сенсорное развитие дошкольников

                 Сенсорное развитие («сенсо» - чувства) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия.

          Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Психологическая наука и практика(В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

          В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

              Современные дети родились в то время, когда много новшеств и технологий вошли в нашу жизнь. Но ведь, познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущений, при непосредственном воздействии на органы чувств и восприятия предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения.

             В настоящее время существует большое количество разнообразных методических разработок  по сенсорному воспитанию детей, которые мы активно используем. В своей работе мы опираемся на труды таких ученых, как М. Монтессори, Л.С. Выготского, М. Люшера, А.И. Титарь, Е.Д. Хомской, Л.Б. Баряевой и других.  Традиционные сенсорные уголки есть в каждой группе, но они не дают желаемого результата, т.к. дети, быстро достигнув успеха, теряют к знакомым играм интерес, а пространство группы, к сожалению,  не позволяет накапливать большое количество материала.   Так же не секрет, что группы ДОУ переполнены детьми и чтобы разрядить обстановку в группах и разнообразить деятельность детей, мы  расширили границы, охватив все стороны сенсорного развития и воспитания, с помощью создания системы сенсорного воспитания и единого образовательного пространства в нашем ДОУ и сегодня поделимся этим опытом с вами.

           

    Организация системы сенсорного воспитания детей в ДОУ

           Для развития и совершенствования у дошкольников всех видов восприятия, и для обогащения их чувственного опыта, творческая группа педагогов создала «лаборатории», которые предназначены для решения задач сенсорного развития. «Сенсорные лаборатории» работают по принципу полисенсорности, но с учетом одного ведущего вида сенсорного восприятия. Для развития осязательного восприятия, а именно тактильных и кинестетических ощущений воспитанников появилась лаборатория «Ощущай-ка», которая расположилась в логопедическом кабинете.

            Заходя в кабинет, ребята оказываются в «тактильной» сказке, но чтобы попасть туда надо приложить свои ручки к «чудным» ладошкам, которые приклеены  к входной двери, они выполнены из шершавого материала, а сверху надпись «левая» и «правая».

    Дверь открывается, и с порога начинаются чудеса в виде дидактической игры из ковролина «Фигурная лужайка», прямо на полу из ковролиновых геометрических фигур на липах, можно создать плоскостной дом, улицу, машину, цветы и т.д.

    С полочек шкафов дошкольники могут самостоятельно выбрать и взять заинтересовавший их предмет или игру, которые отличаются новизной, яркостью, необычностью. Например, «тактильные» часы, где пространство  циферблата заполнено мелким песком и различными крупами, на которых можно пальчиками нарисовать стрелки, цифры, украшения.

            Здесь создана большая подборка самых разнообразных игр и пособий на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Есть настоящая коллекция материалов: кусочки разных тканей, кожи, меха, наждачной бумаги, губки и др. В кабинете есть уголок для творчества, где каждый ребенок может самостоятельно изготовить тактильную игру, наклеив кусочки различных материалов на картонную основу, затем предложить другим ребятам определить и назвать используемый материал с завязанными глазами.

             Для получения детьми реальных представлений о свойствах предметов и явлений,  было оборудовано помещение  под лабораторию «Открытий»,  где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим ученым, совершая яркие открытия.

             Почему огонь не горит в закрытой банке? Что такое давление? Что такое сила притяжения Земли? Почему мыло пенится? Какие органы чувств у нас есть? Откуда в бутылке газировки пузырьки? Какого цвета свет? Что такое невесомость? Все «Что такое?» «Почему?» и «Как это?» станут  понятны детям после того, как они своими руками проделают эксперимент, наглядно отвечающий на эти вопросы! Очень важно, что во время посещения лаборатории дошкольники соблюдают меры предосторожности: ребята надевают клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки,  непосредственно участвуют во всех экспериментах под наблюдением педагога  и используют для восприятия все виды чувств (в том числе и осязание), а не получают информацию лишь вербально.

    Кабинет оборудован необходимыми инструментами и материалами: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; природный и бросовый материалы, технические материалы: гайки, скрепки, болты, разные виды бумаги, красители: пищевые и непищевые, медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, 3лупы и мн.др.  Маленькие ученые заполняют личные блокноты для опытов, с фиксацией результатов. Малыши начинают  понимать, как устроен мир вокруг нас, становятся более внимательными, усидчивыми и аккуратными, учатся работать в команде, сосредотачиваться и доводить начатое до конца.

              Воспринимать всё многообразие вселенной нам помогают органы чувств. Чтобы ориентация малышей в калейдоскопе вкусов, запахов, была уверенной, требуется систематическая работа по развитию вкусового и обонятельного восприятия. Творческая группа нашего ДОУ продумала и создала для ребят лабораторию вкусов и запахов - «Аромакухня».

    Здесь малыши перевоплощаются в настоящих дегустаторов и парфюмеров. Узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. В данной лаборатории мы используем эфирные масла, в дидактических играх закрепляются навыки различения запахов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния: «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами», «Мешочки здоровья» - с лекарственными травами.

             Вкусовые качества  дети различают, пробуя на вкус различные продукты или напитки. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка, как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики  и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Например, после изучения темы «Фрукты» в группе, для закрепления знаний детей по данной теме воспитатель с подгруппой ребятишек, во второй половине дня, может прийти в лабораторию «Аромакухня», где в уютной атмосфере, сидя на мягких подушечках поиграть в занимательные игры: «Определи на вкус»,  «Пробуем и рисуем», когда ребятишки с завязанными глазами, угадывают, что они отведали, а затем это рисуют. 

             Так же в работе лаборатории «Аромакухня» активное участие принимает старшая медсестра ДОУ. Она отслеживает и контролирует посещение детьми лаборатории, дает рекомендации воспитателям и родителям детей с аллергией. По графику витаминизации детей, который составлен в тесной взаимосвязи с календарно-тематическим планированием ДОУ, медсестра приглашает дошкольников всех возрастных групп на фиточай. Когда ребята старшего возраста изучают тему «Ягоды» медсестра в «Аромакухне» угощает их витаминными напитками из смородины, вишни, клюквы и других ягод, при этом обращает внимание детей на цвет, запах, вкус, рассказывая из чего и для чего они.

      

          После посещения детьми лабораторий в течение 5 месяцев, мы увидели положительную динамику в сенсорном развитии дошкольников, в связи с этим Совет педагогов решил продолжить работу в данном направлении и создать многофункциональный комплекс, использование которого будет способствовать оптимизации сенсорного развития детей. В результате чего у нас в ДОУ появилась сенсорная комната «Космическая лаборатория», в которой все журчит, звучит, переливается, где воспитатель помогает раскрыть все скрытые способности ребенка и направить их в нужное русло.

    Здесь можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться. Разноцветным атласным дождём струятся ленты, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения. Можно прогуляться по тактильной дорожке, которая развивает у детей координацию движений и помогает профилактике плоскостопия.  

    Педагогам представилась возможность разработать авторские пособия, направленные на комплексное воздействие на все органы чувств, всё это было объединено единой темой – космос. Оборудование нашей сенсорной комнаты можно условно разделить на группы:

    1. Группа для расслабления и релаксации.

             В нее входят мягкое покрытие пола, яркие разноцветные геометрические фигуры из ковролина, зеркала (разнообразных форм), сухой душ, светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков), аромалампы и песочный стол с подсветкой, интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой, музыкальный центр. Окружающая обстановка настраивает детей на позитивный лад, способствует  ощущению безопасности и комфорта. Сделана подборка релаксационных упражнений.

    1. Группа  для активации.

             Сюда относится оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие в организме, обостряет чувствительность органов: мячики для массажа, подвижные мобили, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, подвижные конструкции и игрушки, сенсорные панели для рук и ног. Стол детский для настольных игр. Многофункциональный модуль «Летающая тарелка» с игровыми пособиями на развитие логического мышления. Ребенок под влиянием всех этих факторов начинает более активно познавать окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры.

    1. Группа для развития тактильных ощущений.

    Сенсорные ступеньки «Отгадай-ка», модуль «Кручу-верчу» (авторская разработка), многофункциональный модуль «Цветики-приветики» (авторская разработка), модуль «Космический пришелец» (авторская разработка), тактильные панно «Космические светофорики», мозаика «Часы».

    1. Группа для развития зрительных ощущений.

    Мягкий свет, изображения и макеты планет, многофункциональный модуль «Цветики-приветики» (авторская разработка), зеркальное панно «Открытый космос»; зеркальное панно «На планете Лавриков», макет «Солнечная система» и звездное небо. Макеты космических кораблей и спутников. Глобус с подсветкой. Плакаты: «Солнечная система», «Луна», «Планета Земля со спутником». Настенные панно созвездия, комета, метеориты. Игра «Собери животное».

    1. Группа для развития звуковых ощущений.

                Интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой, игра «Звучащий руль», многофункциональный модуль «Музыкальная ракета».

        

         Данную лабораторию мы используем для релаксации и развития всех видов сенсорного восприятия, а так же при проведении НОД. Например, когда ребята подготовительной группы изучали тему «Эстафета олимпийского огня», они использовали сенсорную комнату как элемент для релаксации и закрепления знания названия планет, отправляя «Олимпийский огонь» в космос.

             Имеется  возможность регулировать степень освещения в сенсорной комнате, так как это  может понадобиться в разных ситуациях. Предметы в сенсорной комнате можно перемещать с места на место. Посещение сенсорной комнаты «Космическая лаборатория» детьми проходит под строгим контролем старшей мед.сестры, так как для некоторых детей существуют противопоказания: инфекционные заболевания,  эпилептический синдром, умеренная и тяжелая умственная отсталость.

           Образовательно-воспитательный процесс во всех сенсорных лабораториях осуществляют воспитатели детского сада, учитель-логопед, руководители кружков во второй половине дня по графику, составленному с учетом САНиПИН. Малыши до 3 лет занимаются 10-15минут. Дети от 3 до 7 лет проводят здесь 20-30 минут. Занятия проходят по подгруппам (5-7 человек), в игровой форме, с музыкальным сопровождением. Работа в лабораториях предполагает интеграцию со всеми образовательными областями.      

      Работа по данному направлению включает в себя различные виды взаимодействия с родителями и самое важное в этой работе не просто дать знания, а показать родителям, что именно они играют главную роль в педагогическом процессе развития и воспитания своего ребенка.  Сначала для родителей был подготовлен информационный материал по теме: памятки, папки-передвижки, брошюры. Составлена библиотека для родителей.

    Организуются индивидуальные консультации и встречи с руководителями кружков, логопедом, специалистами. Проводятся  мастер-классы для родителей и открытые занятия. Особое внимание уделяется семейным конкурсам и развлекательным программам.

             Сенсорные занятия могут проводятся совместно с мамами (или иными законными представителями) 1 раз в неделю.

    Коллектив нашего дошкольного учреждения считает, что данный нестандартный подход к сенсорному воспитанию дошкольников, поможет воспитателям использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития в детском саду и вызвать у детей интерес к НОД, расширить работу в формировании у них сенсорных эталонов.

     

    Видеофильм "СЕНСОРНАЯ КОМНАТА"

     

     

     

    Copyright MyCorp © 2024